Глава 39
Всеволод Илларионович Пудовкин имел такой пронизывающий взгляд, какого он не встречал ни у кого. В первый раз, когда тот подошёл к нему, у Капабланки было полное впечатление, что это Бастер Китон с восточными чертами лица. Те же светящиеся глаза, но только ещё больше погружённые в свои безумные затеи.
Пудовкин дожидался окончания пресс-конференции, которой открывался московский турнир 1925 года. Он сидел в последнем ряду. Когда огромное облако почитателей и поклонниц стало рассеиваться, он робко двинулся вперёд. Прежде чем обратиться к Капабланке, подождал ещё, чтобы люди разошлись совсем, и чемпион мира наконец остался один.
- Monsieur Capablanca?
Он не говорил ни по-испански, ни по-английски. В свою очередь Капабланка мог произнести по-русски лишь несколько слов. Поэтому Пудовкин выбрал французский, и всего через несколько минут они освоились и уже прекрасно понимали друг друга. Пудовкин собирался снимать фильм по роману Горького, но прежде он планировать сделать короткометражку. Под названием «Шахматная горячка».
- Расскажите мне сюжет, - попросил Капабланка на безупречном французском.
Тогда Пудовкин пригласил его в находящееся поблизости заведение.
- Сюжет простой, - сказал он, когда они устроились за столиком в таком месте, где можно было поговорить спокойно, не опасаясь, что их прервут.
- Это день свадьбы Михаила. Невеста ждёт его, вместе с гостями, родственниками, вокруг также много просто любопытствующих зевак. Но Михаил не приходит. Оказывается, один приятель пригласил его сыграть партию в шахматы, и он совершенно позабыл о своих обязательствах.
- Интересно, - с улыбкой заметил Капабланка.
- Смертельно оскорблённая невеста бежит по улицам Москвы. Я прямо вижу эту сцену: мчащаяся невеста, разорванное платье, грязный снег... Девушка решает покончить с собой, но пока не знает, как.
- Продолжайте, пожалуйста.
Пудовкин залпом опрокинул рюмку водки размером с напёрсток. Его глаза метали стрелы, сверкая в полумраке.
- Несчастная проходит мимо здания театра, в котором полным ходом идёт шахматное состязание, такое же, что начнётся завтра.
- Я начинаю понимать.
- Вся в слезах, она решает войти внутрь, вероятно, в надежде в последний раз увидеть человека, который её отверг, и которого она, несмотря ни на что, продолжает любить.
- И она встречается с ним?
- Нет, пока что нет. Это главная сцена в фильме. Она встречается, но не с Михаилом.
- А с кем же?
- С вами, сеньор Капабланка, она встречает вас.
- Меня?
- Разумеется. Мне будет достаточно всего несколько часов вашего времени, на будущей неделе, или на следующей за ней, как вы захотите. Я изучил эту возможность сегодня, на встрече с журналистами. Роль идеальная. Делать ничего не нужно, только изображать самого себя и беседовать с девушкой, всё это время вы будете курить сигару или просто отдыхать. Ему (то есть вам) придётся объяснить ей, что страсть, которую мужчина питает к этой игре, может быть настолько всепоглощающей, что он способен позабыть даже о собственном бракосочетании. Девушка выслушивает Капабланку, и его слова, а также то, как он их говорит, излечивают её. Остальное вы можете рассказать мне сами. Финал, я полагаю, вы отгадаете.
- Девушка входит в зал и находит Михаила среди зрителей.
- Точно. Итак, вы согласны?
- Занимательная история.
Капабланка посмотрел на Пудовкина. Этот город не перестаёт его удивлять. Как в плохую, так и в хорошую сторону. На улице его останавливают и просят автографы. Женщины дарят ему шоколадные конфеты. А сейчас кинорежиссёр предлагает ему роль. Всё-таки он был действующим чемпионом мира, и скорее всего будет им ещё много лет.
Хосе-Рауль с трудом верил во всё происходящее.
- Когда начинаются съёмки? – промолвил он с улыбкой.