Худяков Сергей Викторович  

Создание игровых ситуаций при обучении шахматам

 

Шахматы развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную   значимость. 

Во-первых, развивается мышление, вырабатывается умение логически мыслить. В процессе игры ребёнок научится необходимым не только в игре, но и в жизни умениям: таким, как    сравнение (способность сравнивать факты и события), обобщение (способность обобщать, делать выводы из своих и чужих действий и результатов), предвидение (умение предвидеть ход событий, что вытекает из реального знания обстановки),  последовательность действий (умение не  отклоняться от первоначально выбранной цели,  двигаться к ней поэтапно, постепенно, не обращая внимания на отвлекающие обстоятельства), изобретательность  (умение находить необычные  решения в сложной обстановке – находчивость: шахматы развивают не только абстрактно-логическое, комбинаторное, но и образное, творческое мышление, воображение).

Во-вторых, развивается память. Шахматы очень сильно развивают зрительную память, а необходимость выполнения расчётов в уме приводит к усилению оперативной памяти, т.е. умению   легко просчитывать и удерживать в уме возможные варианты последующего развития событий.

     В-третьих, развивается внимание. Именно на внимании особенно сильно сказываются занятия шахматной игрой. Хороший шахматист должен уметь сосредоточиваться во время игры, иначе его ждёт наказание за невнимательность. Поэтому шахматы лучшее средство от рассеянности.

           В-четвёртых, происходит развитие волевых качеств.  В шахматы невозможно играть хорошо, не обладая способностью сдерживать себя. Они вырабатывают терпеливость, усидчивость, сдержанность, помогают развивать процессы торможения у ребёнка. Без проявления воли, бойцовских качеств победа в игре невозможна.

     В-пятых, развивается организованность и самостоятельность. 

Ведение шахматной партии – это ответственность за каждый свой ход, который необходимо придумывать в одиночку, самостоятельно. Успех  в шахматах в большой степени зависит от умения самоорганизоваться, настроиться, подготовиться к партии. Шахматы - отличная школа принятия ответственных решений.

Наконец, шахматы – это и школа воспитания Развивается уважительное, вежливое отношения к сопернику, объективность.

Правила игры в шахматы учат уважать соперника (он не только противник,  но и партнёр) и сами шахматы. Неуважение к сопернику, пренебрежение к нему или легкомысленная игра немедленно наказывается  партнёром.цессом игры.ько судьями, но и самим процессом игры.  

 

При изложении какого-либо материала на шахматном занятии часто приходится сталкиваться с быстрой потерей интереса у юного ученика к тому, что говорит и показывает преподаватель, либо вообще с полным отсутствием такового с самого начала объяснения. При таком традиционном (объяснительно-иллюстративном) методе часто в глазах ребёнка, во всём его поведении можно прочитать один вопрос: «Когда же мы будем играть?». У самых нетерпеливых этот вопрос материализуется  в речи, причем, задавая его, ребёнок может ещё не иметь ни малейшего понятия о шахматах, он просто знает, что это такая игра, и он пришёл сюда играть, а не слушать длинные объяснения. Ребёнок не хочет и не может ждать, ему нужно немедленно играть, он хочет, чтобы ему просто показали, что нужно делать в этой игре и побыстрей.

Постоянно попадая в такую ситуацию, я был вынужден корректировать план своих занятий и постепенно пришёл к выводу, что наиболее подходящим методом обучения младших школьников азам шахматной игры является

 метод создания игровых ситуаций.  

Подтверждение этому я нашёл в факультативном курсе для начальной школы «Шахматы - школе» (Автор – И.Г.Сухин, 2000 г.), где специально организованной игровой деятельности на шахматных уроках придаётся большое значение и предлагается множество вспомогательных игр.

Метод создания игровых ситуаций состоит в следующем:

 Любой (даже самый маленький) только что объяснённый (либо введённый) элемент шахматного курса должен быть немедленно (на этом же уроке) введён и в игровую деятельность учащихся.  

Немедленное вовлечение самого ребёнка в активную игровую деятельность помогает не угаснуть интересу к шахматам и способствует качественному усвоению объяснённого элемента.

Наоборот, «голая» теория и оторванная от неё практика («А теперь, ребята, поиграем») даже у старших школьников способствуют утрате интереса к шахматам (ученики не видят разницы между шахматами и другими играми, не замечают их глубокого содержания, не развивают свои способности через шахматы). Эффективность занятий резко снижается. В идеале желательно на каждом занятии придумывать какую-то новую игру, новую игровую деятельность, непосредственно связанную с только что изложенным теоретическим материалом.

            Целью данной работы является показать, каким образом на шахматном занятии в условиях начальной общеобразовательной школы создаётся игровая ситуация и как в неё вовлекаются ученики.

 

            Первым объектом  объяснения в шахматах является шахматная доска, и первые занятия посвящены большей частью знакомству с ней.

На первых же уроках у меня возникали трудности, связанные с тем, что некоторые ребята требовали сразу перейти к шахматным фигурам. Но прежде чем ученики возьмутся за фигуры, необходимо научить их свободно ориентироваться на том поле, где будут передвигаться фигуры. На мой взгляд, только игровая деятельность в данной ситуации может сделать занятие интересным для ребят.

На первом же занятии, едва познакомив ребят с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ» (для них я объясняю сначала проще: «прямые дорожки», «косые дорожки»), я разделяю детей на 2 команды и устраиваю конкурсы. Вопросы могут быть самыми разными (сколько клеток, полей в данной вертикали (диагонали, горизонтали), сколько чёрных клеток в данной горизонтали, найдите самую короткую (длинную) диагональ и т.п.). От каждой команды по очереди отвечает один игрок, каждый раз разный, подсказывать и помогать ему нельзя. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко, за неправильный – очко уходит команде соперников. Такую игру я обычно веду до 10 очков.

При изучении шахматной нотации подобным же типом конкурса, по-моему, легче всего объяснять даже новый материал. Сейчас я строю такое занятие следующим образом (поэтапно):   

1 этап: Ученики называют цифры, напротив которых расположены поля.

2 этап: Ученики называют буквы, напротив которых расположены поля.

3 этап: Ученики называют и буквы, и цифры, напротив которых расположены поля.

        Таким образом, незаметно для себя, они постигают шахматное обозначение полей. Затем, для закрепления, игра меняется:

  1. Учитель называет поле, учащиеся должны найти его на демонстрационной доске и назвать цвет (чёрное поле или белое).
  2. Учитель называет поле, учащиеся должны показать его с помощью указки.
  3. Учитель ставит различные фигуры на разные поля доски, учащиеся должны назвать эти поля.

По своему опыту проведения подобных игр (ещё без применения ходов фигур), могу засвидетельствовать резкое повышение интереса к занятиям после таких состязаний и, что не менее важно, активная игровая деятельность учащихся позволяет им крепко усвоить данный преподавателем материал. Особенно это заметно при сравнении тех учащихся, кто участвовал в конкурсах на шахматную нотацию, с теми, кто пришёл в кружок позже (им знание доски даётся труднее).

После освоения шахматной доски переходим к знакомству с фигурами и их ходами. Сразу же после краткого объяснения хода и взятия фигуры (первой я объясняю ладью, так как у неё наиболее простой ход) уже можно и нужно переходить к активной деятельности самих учеников. Возможно снова устроить коллективный конкурс с использованием демонстрационной доски.

(Типовые вопросы: Может ли ладья пойти на поле а2? Как срубить пешку на поле с3? Сколько ходов понадобится, чтобы добраться до поля е6? и т.п.)

Но я чаще всего сначала даю индивидуальные задания  на овладение фигурой: каждый ученик из определённой позиции старается как можно быстрее правильными ходами ладьи добраться до чужой фигурки и «съесть» её. Затем задание усложняется: нужно срубить уже не одну, а несколько расположенных на доске пешек.

От индивидуальных заданий необходимо на этом же занятии перейти к парной игре. В этом случае на одной доске играют сразу двое, делая ходы по очереди. Один игрок играет белой ладьёй, срубая все расставленные на доске чёрные пешки, другой управляет чёрной ладьёй, его задача: уничтожить все белые пешки быстрее соперника. Как показывает опыт, уже после первого такого занятия, дети хорошо запоминают «повадки» фигуры, которой они сами управляли.

 Ученики овладевают шахматными фигурами, играя во вспомогательные учебные игры.

Подобные игры на уничтожение целесообразно проводить с каждой фигурой, больше всего времени уделив коню, у которого наиболее сложный ход. Именно эта фигура тяжелее всего даётся начинающим.

 После того как ученики уже знакомы с несколькими фигурами, полезно также устраивать парные игры разными фигурами (ладья против слона, ферзь против ладьи и т.п.). В этом случае учащиеся получают возможность сами сравнить и усвоить разницу в силе и свойствах фигур.

После таких игровых занятий количество занимающихся на следующем уроке неизменно увеличивалось.

Случалось, однако, что, хорошо усвоив возможности той или иной фигуры, дети на следующем занятии не могли вспомнить точный внешний облик фигуры, не могли отличить одну фигуру от другой. Тогда с целью запоминания внешнего облика фигур проводилась игра «Кот в мешке»: все фигуры прятались в непрозрачный мешок, и детям предлагалось наощупь определить схваченную фигуру. С помощью этой игры активизировалась зрительная память учеников. С той же целью можно устроить конкурс «Нарисуй шахматные фигуры».

 При изучении темы «Пешка и её превращение» ученики играли в игры «Кто быстрее превратит свою пешку в ферзя» и «Кто превратит свои пешки в самый сильный набор фигур».

При изучении темы «Рокировка» используется игра «Сделай короткую (длинную) рокировку быстрее соперника».

Важнейшим этапом освоения шахмат является уяснение роли короля и понятий «шах» и «мат» (главной цели шахматной игры).

Часто я сталкиваюсь с тем, что хорошо освоившие фигуры дети никак не могут уяснить себе, что такое «мат». До этого целью игры для них было уничтожение всех фигур противника, и они никак не могут понять, зачем этот мат нужен.

Преодолеть такое непонимание также помогает игровая деятельность.

В соответствии с принципом «от простого к сложному» сначала нужно поиграть в игру «Шахи» («напади на короля»).

1 этап. На доску ставятся белая ладья и чёрный король.

1 задание: напади на короля.

2 задание: защитись от нападения.

3 задание: снова напади на короля (и т.д.)

Формы игры могут быть различны:

- коллективная игра с использованием демонстрационной доски

- индивидуальное задание с выводом на демонстрационную доску

- парная игра на шахматных досках (один ученик играет королём, другой ладьёй)

2 этап. Игра «Дай такой шах, от которого королю некуда уйти». Здесь путём ввода различных позиций демонстрируются 3 вида защиты от шахов: уход короля, заслон короля фигурой и взятие фигуры, дающей шах. (Фактически здесь незаметно для ученика объясняется новая тема)

3 этап. Конкурс решения задач на мат в 1 ход с индивидуальным зачётом результатов и занесением полученных очков на экран соревнований.

Задачи на мат в 1 ход были разбиты на группы по материалу, получились конкурсы «Мат в 1 ход ферзём», «Мат в 1 ход слоном» и др.

Каждый участник конкурса на отдельном листе записывает (либо говорит устно) ход, которым, по его мнению, ставится мат чёрному королю. С помощью этого конкурса тренируется не только умение поставить мат, но и проверяется знание шахматной доски, а также приобретается начальный навык записи шахматных ходов.

4 этап. Игра «Поймай короля ферзём и ладьёй». (Происходит изучение темы «Матование короля ферзём и ладьёй».)

Сначала коллективная игра на демонстрационной доске, затем закрепляющие парные игры. Именно процесс создания линейного мата очень хорошо (наглядно) показывает ребёнку, что представляет собой мат (здесь хорошо видно, что это всего-навсего ловля короля; ферзь и ладья стремятся именно поймать короля, загоняя его на край доски). 

Основной принцип для дальнейшего развития  учеников – многообразие и варьирование игровой деятельности.

1. Важную роль играют тематические мини-турниры (проводятся в пределах 1-2 занятий). В рамках одного занятия не раз разыгрывался титул «пешечного короля»: все ученики играют друг с другом поочерёдно, имея только по 8 пешек и короля. В таком мини-турнире отрабатывалось и закреплялось не только владение пешками, но и навыки игры в эндшпиле королём, а также действия ферзём, превратившимся из одной из пешек. На следующем занятии проводился мини-турнир «Пешки, слоны и король», на третьем – «Пешки, кони и король» и т.д. Именно такие «эндшпильные турниры» давали большую отдачу: выработанные в них умения затем проявлялись и в обычных шахматных соревнованиях.

2. Огромное значение имело также знакомство с шахматной композицией. Решение красивейших задач и этюдов способствует точности при выборе хода и развитию эстетики шахмат у учеников (приобщение к шахматной красоте). Проба собственных сил в решении шахматных композиций давала толчок мыслительной деятельности ребят даже в большей степени, чем разыгрывание собственных партий. При проведении конкурса решения шахматных задач каждый ученик на отдельной доске старался быстрее других найти правильный ход, применяя при этом объяснённые преподавателем методы решения.

3. Ещё одним эффективным игровым средством обучения и совершенствования является консультационная партия.  Ученики делятся на 2 команды (по 3-4 человека) и играют одна команда против другой. При выборе хода между членами команды происходит обсуждение, выслушиваются различные предложения и доводы. Таким образом, при сравнении различных мнений, рождается ход команды. Ученики учатся  друг у друга и совершенствуются.    

4. С целью развития командного духа время от времени проводились матчи между двумя командами. Ученики видели, что результат их партии важен не только для них самих, но и для всех членов команды, что являлось дополнительным стимулом в игре.

5. Конкурсы с использованием демонстрационной доски. После краткого объяснения любой новой темы ученикам сразу же предлагались конкурсные задания по этой теме. Очки, набранные в таких конкурсах, записывались нарастающим итогом в течение всего года. В конце учебного года по общему количеству очков определялись лучшие и наиболее активные учащиеся. Кроме конкурсов, предлагалось также решить задание прямо походу объяснения новой темы. Такой подход способствовал повышению интереса к теме и концентрировал внимание учеников.

6. Конкурсы с использованием раздаточного дидактического материала (карточек). Специально изготовленные по нужной теме карточки с заданиями делали конкурсы решения ещё более эффективными. Конкурс с карточками обычно проводился на время (10 минут на 6 различных позиций у каждого учащегося). Все решения подавались только в письменном виде.  

Поощрялось не только правильность, но и быстрота решения: за правильно и быстро решённые задачи давалось больше очков.

В целом, применение карточек имеет богатые перспективы, поскольку этот метод обладает многофункциональностью, карточки можно использовать по-разному:

- как разминку перед занятием

- как форму тренировки и закрепления материала по теме

- как индивидуальное задание в конкурсе

- в качестве домашнего задания.

7. Очень важны для обучения сеансы одновременной игры. Такие сеансы обычно имеют чисто учебный характер. Преподаватель, одновременно играя с каждым учеником, имеет возможность сразу выявить недостатки в игре ученика и указать ему на них, показав и средства исправления. Ученик, в свою очередь, может немедленно заняться исправлением собственных ошибок (в этой же или в следующей партии). 

8. В конце полугодия и всего учебного года проводились словесные викторины-тесты. Учащиеся были разделены на команды, каждому члену команды был задан вопрос с двумя вариантами ответа. («Рокировка бывает короткая, длинная и средняя. Верно или нет?»). За правильный ответ команда получала очко, за неправильный – очко получала команда соперников. Такие игры не требуют от учеников больших усилий, но в то же время позволяют проверить прочность усвоения знаний учениками. 

9. В самом конце учебного года проводится мини-экзамен по шахматам. На 10 билетах были расписаны различные задания на простейшие шахматные умения по изученным в течение года темам (Матование короля различными фигурами, простейшие комбинации, реализация материального перевеса и др.) Результаты экзамена, как правило, были хорошими. Все постоянные ученики неплохо справлялись с заданием. Такой экзамен нужен для определения уровня подготовки ученика и его перевода (или неперевода)  в следующую группу обучения.

    Весь мой многолетний опыт работы в группах начального обучения шахматам показывает, что применение метода создания игровых ситуаций (как для закрепления изученного материала, так и даже для его объяснения), позволяет гораздо эффективнее передавать знания и умения ученикам, чем обычный объяснительно-иллюстративный метод. Главная ценность такого подхода в том, что ученики учатся, играя (постигают новое в игровом процессе), и даже не замечают, что происходит их обучение.  Преподавателю гораздо меньше приходится обращать внимание на поведение учеников, так как они не скучают и не отвлекаются. Они всецело поглощены игрой, работают на протяжении всего занятия, отсюда и высокая эффективность обучения.

 Использование данного и других методов привело к достижению неплохих результатов, как в спорте, так и в общем развитии учеников. Ученики МОУ НОШ № 21 г.Невинномысска стали регулярно занимать призовые места в городских и даже краевых соревнованиях, команда школы становилась чемпионом города в рамках соревнований «Белая Ладья», отдельные воспитанники стали постоянно участвовать в краевых, региональных и даже финальных (всероссийских) детских  соревнованиях по шахматам. У постоянно посещавших шахматную секцию в течение учебного года учеников повышалась успеваемость, особенно по математике.